skip to Main Content
Православие - вся моя жизнь

Православие комфортным не бывает: встреча Свято-Троицкой общины с владыкой Филаретом.

ДЛЯ НАС ПОТЕРЯТЬ ЦЕРКОВЬ – СТРАШНЕЕ, ЧЕМ УМЕРЕТЬ

ВМЕСТО РЕЗОЛЮЦИИ

17 ноября 2013г. во львовском Свято-Троицком храме состоялось собрание парафии, на котором епископ Львовский и Галицкий Филарет ответил на вопросы прихожан. Публикуем краткое изложение основных тем с цитатами.

Обсуждение затронуло самые различные аспекты приходской и епархиальной жизни. Разговор сложился длительный, порой – переходящий в острую дискуссию, но в целом — конструктивный. Каждый, пожелавший высказать свою точку зрения, получил эту возможность.

Выделим наиболее актуальные темы:

  • место православной церкви в миру; 
  • межконфессиональные отношения; 
  • современные искушения и противостояние им;
  • защита канонического Православия;
  • вопросы единства Русской Православной Церкви.

Прозвучало много суждений прихожан по поводу проведения популярных ныне встреч молодых людей – православных, греко-католиков и прихожан раскольнических храмов.

Своей тревогой поделились люди, оплатившие дорогой ценой стояние в вере – не редкость семьи, в которых уживаются по 2-3 вероисповедания и столько же конфессий. Как тяжело, например, когда хоронят близкого или даже родного человека, которого отпевает раскольник, а православный не может участвовать в этих молитвах и приложиться к кресту, навлекая на себя попрёки и даже проклятия окружающих… (Заметим кстати, что в таких случаях уместно параллельно молиться про себя по православному молитвослову.)

Было высказано справедливое опасение, что общение молодёжи из разных конфессий, без должного духовного окормления, может дезориентировать многих, особенно новоначальных.


Ярослав Ратушняк, активист молодёжного братства:


—  Лет 5-7 тому назад наше молодёжное братство Почаевской иконы Богородицы практиковало совместные благотворительные акции и поездки с молодёжью из других конфессий.  Мы надеялись, что в процессе общения они заинтересуются Православием и придут в нашу Церковь.  В итоге – ни один инославный в нашу церковь не пришёл. Зато несколько наших людей – отошло, и с кем они теперь – не знаем. Как показал опыт, такое общение не просто не полезно, но и губительно для неустоявшихся в вере и сомневающихся православных. Заблудшие же – наоборот, утверждаются в своих заблуждениях.

Впрочем, отрицательный опыт по-своему полезен. Он показал: такие встречи должны проводиться непременно под руководством опытного наставника.

Тому, кто ищет в духовной жизни лишь необычных мистических переживаний и душевного комфорта – нечего делать в Православии. Не поступаясь земным – не получишь и небесного…

Стихийное общение может ввести в соблазн — духовно незрелый человек обычно выбирает более лёгкое и приятное, тогда как Православие – это бесконечный труд души, преодоление эгоизма, своеволия и самой обычной лени.

Однако, есть у наших прихожан и опыт положительный.

Рассказывает член общественного объединения Украины «Родительский комитет» Мария Алтухова:

— Когда в Верховной Раде готовились принять т.н. антидискриминационный проект номер 2342, в него должны были внести всего лишь одну фразу – о недопустимости отказа в приёме на работу по причине нетрадиционной сексуальной ориентации. Всего лишь одна фраза – но она тянет за собой множество подзаконных актов, справок и так далее – и всё это полностью легализует гомосексуализм в нашей стране. Иными словами, явного извращенца нельзя будет в любом случае не принять на работу в детский сад или в школу – он пожалуется, что ему отказали именно из-за его ориентации, а не из-за профессионального несоответствия. Необходимо было срочно принимать меры. 

Поскольку данный вопрос имеет отношение ко всем гражданам Украины, мы стали собирать подписи под обращением к власти не только у православных прихожан, но и в больших греко-католических храмах. По воскресеньям они служат по шесть литургий в день – и наши люди попеременно приходили, ставили столики – и прихожане выстраивались в очередь, чтобы подписаться.

Наши действия были благословлены их священноначалием, священники объявляли с амвона о сборе подписей. Тут же разъясняли, что, в случае принятия проекта в предложенном виде, священник может подвергнуться штрафным санкциям и другим репрессиям, если будет называть содомский грех своим именем. Люди всё поняли с полуслова, и за несколько воскресных дней мы собрали десять тысяч подписей. Мы действовали под эгидой «Родительского комитета», но священство знало, из какой мы Церкви.

Наш опыт показал: необходимо искать то, что нас объединяет с инославными, Возможно, тогда и Православие найдёт отклик в сердцах, внутренне близких ему.

Именно такой путь к Православию – через сердце и познание — прошла женщина уникальной судьбы, игуменья Свято-Преображенского монастыря Варвара:

— К моменту моего перехода в Православие, я уже десять лет провела в греко-католическом монастыре Студитского Устава, была мантийной монахиней, магистром, наставницей. Наши богослужебные книги были, в основном, на церковнославянском языке, что способствовало углублённому изучению святоотеческой литературы. Это породило ряд вопросов, за разъяснением которых я обратилась к владыке Августину.

Владыка с первой нашей встречи был очень терпелив и деликатен со мной, угостил чаем, передал для игуменьи большую коробку конфет… Так началось наше общение, которое длилось около пяти лет. Когда же он, наконец, спросил: «Чего же вы там сидите?» — я ответила: «А, может, и к вам перейду…» Но он не торопил меня, напротив – говорил: «Вы ещё хорошенько подумайте…»

В 2001 году мы с игуменьей и матушкой Гавриилой (тогда у нас были другие имена) впервые приехали в Почаевскую Лавру. Владыка заранее договорился о нашем приезде. Был будний день, без наплыва паломников, и нам, еретичкам, уделили максимум внимания, притом, не пытаясь «воспитывать». Мы побывали в пещерке преподобного Иова, впервые приложились к мощам, которые специально открыли для нас. Помнится, поразила эта тёплая сухая ручка… Специально для нас опустили чудотворную икону, и мы приложились к ней…
Тогда мы явно ощутили истинную благодать. Мы вернулись во Львов, а действие благодати всё продолжалось и привело к тому, что в 2002 году я и Гавриила, наконец, через покаяние присоединились к Православию.

Это было очень больно – мне, мантийной монахине с десятилетним стажем, вернуться в состояние мирянки с именем, полученном в крещении, затем послушницы, заново пройти чин пострижения иноческий, затем – монашеский… Пройти всё это – нелёгкое испытание, но оно необходимо. И это – единственный путь в каноническое Православие для раскольников и еретиков. И не «в сущем чине» — был епископ и остался епископом — а смиренно сложить с себя клобук, панагию и прочее – вот я, раб Божий перед Тобой, Господи, да будет воля Твоя… Нет такой кнопки: нажал – и стал другим. Надо пройти этот тяжёлый путь. Только – так и никак иначе…

Мой выбор был сознательным и взвешенным. Ещё будучи в униатском монастыре, я составила акафист Тихвинской иконе Божией Матери (слезоточивой), находящейся в Свято-Георгиевском храме, службу священномученику Никифору(Кантакузену), а также службу Амфилохию Почаевскому, которая была отслужена при его прославлении в 2002 году.

Тем не менее, не знаю, когда бы совершился мой переход и совершился ли бы он вообще, если бы не участие владыки Августина и не тёплый приём, оказанный нам тогда в Лавре. Не знаю…

Отвергая экуменизм, не нужно отталкивать людей, потянувшихся к Православию, но принимать их с любовью как заблудших братьев. Необходимо дать им шанс. Если бы Спаситель не зашёл в дом мытаря – кто знает, появился ли бы у нас евангелист Матфей?..

Не тянуть равнодушных и не подталкивать медлительных, но тянущихся к Православию – принимать с любовью… Вот, поистине, царский путь православного миссионерства.

Владыка Филарет

О ЗАЩИТЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Ни о каком экуменизме речи быть не может!

Владыка Филарет ответил на вопросы прихожан об участии православных священников в общественных мероприятиях и опроверг слухи о совместных молебнах с инославными и раскольниками. Священники нашей церкви, участвующие в общегородских и официальных встречах, могут быть в облачении. Однако они не надевают епитрахили и поручи, обязательные при священнодействиях, и не молятся совместно с представителями других конфессий. Что касается совместных обращений к власти по вопросам городской и областной жизни, то мнение епископа УПЦ будет в каждом случае представлено отдельным документом.

О слухах по поводу якобы тайно готовящегося объединения с раскольниками под константинопольским омофором, а также автокефальных устремлений отдельных представителей священства.

Епископ Львовский и Галицкий подробно рассказал о несостоявшемся «Константинопольском проекте», который провалился во время празднования 1020-летия крещения Руси. Длительное личное общение Вселенского патриарха Варфоломея с патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ определило исход этой встречи, Ожидания президента Ющенко, надеявшегося продвинуть в митрополиты своего брата, а также амбиции лжепатриарха Филарета, претендовавшего на главенствующую роль в новом объединении, так и не получили поддержки. Раскольникам не удалось обрести вожделенную каноничность путём обхода апостольских правил.

— Ещё раз официально заявляю: никакого Константинопольского патриархата! Есть наша Церковь – и никаких более разговоров об этом. Что касается вопроса об автокефалии, то это исключительно компетенция Патриарха.

Не может быть простого объединения раскольников с канонической церковью. Возможно только возвращение через покаяние, и не в сущем чине. Кающийся должен снять белый клобук, панагию, крест – и отдаться на волю Божию. Иного пути быть не может.

Я готов защищать каноническое Православие и традиционные христианские ценности на всех уровнях. Мы подготовим и опубликуем интервью по ювенальной юстиции и защите семьи, будем регулярно проводить встречи за круглым столом. Все возникающие вопросы надо решать незамедлительно, чтобы не было слухов и сплетен.

Берегите слово! За каждое слово придётся дать ответ. Слова могут ранить и убивать, а могут исцелять. Моя былая медицинская практика это не раз подтвердила…

Многочасовое собрание завершилось, к общему удовлетворению, чаемым результатом – достигнутым взаимопониманием. Принимая благословение владыки Филарета, настоятель о.Владимир Шарабура сказал:

— Я уповаю на то, что всемогущий Господь, слышащий каждое слово, сказанное здесь, Своей благодатью утвердит Ваше Преосвященство и всех нас в дальнейшем стоянии в истине.

На прощание владыка обратился к присутствующим:

— В заключение, относительно каноничности и нашего взаимопонимания – скажу:

ХРИСТОС — ПОСРЕДИ НАС!

Один комментарий

Комментарии закрыты.

Наверх