skip to Main Content
Лука Сим6

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Сто лет со дня принятия сана священника.

Имя его небесного покровителя – святого апостола и евангелиста Луки имело для владыки особый смысл, ибо святой апостол и евангелист Лука был, по свидетельству Священного Писания, врачом возлюбленным (Кол. 4, 14) и, по Преданию Церкви, первым христианским художником, им были написаны первые иконы Богоматери», – так объяснял имя, данное отцу Валентину, архиепископ Воронежский Михаил. К этому можно добавить, что евангелист Лука был и богословом. Так был определен будущий жизненный путь В.Ф. Войно-Ясенецкого: с одной стороны, практическая и теоретическая медицинская деятельность, с другой – практическое архиерейское и теоретическое духовное служение.

И вот сегодня, отмечая 100-летний юбилей со дня рукоположения в священный сан В.Ф. Войно-Ясенецкого, мы не можем не размышлять о значении этого служения и не можем не пытаться сделать выводы из этого служения, не можем не извлечь уроки жизни. А эти уроки имеют определяющее значение для жизни каждого человека и всей нашей страны, и потому их можно назвать историческими.

Во-первых, человек не может быть без Бога, как не может нормально жить ребенок без родителей. Первое отношение человека к миру есть его отношение к Богу.

Да, история человеческой мысли знает примеры учений, доказывающих, что ребенка лучше воспитать можно без родителей. И сегодня, когда идет яростная война против семьи, мы вновь и вновь должны говорить о том, что семья – это лучший институт воспитания, это просто лучший институт нормальной жизни ребенка. И точно так же, как должен быть каждый ребенок с родителями, точно так же каждый человек должен быть с Богом.

Опыт духовной борьбы Святителя Луки и принятие им сана священника как акт высокой гражданской мужественности является живым подтверждением этой истины и даёт нам яркий пример для подражания в противостоянии всем силам зла.

Во-вторых, без Бога не может нормально жить не только отдельный человек, но каждый народ, общество, человечество. Многократно и многократно святитель говорил об этом. Так, он указывал: «Если благословение праведных распространяется над градом, если в сердца людей проникают их святые слова, то град возвышается, благосостояние духовное, следовательно, и материальное, также углубляется и возвышается. Если же царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении».

До середины XX века такие утверждения казались чистым умозрением. Но после трудов А. Тойнби, показавшего, что в основе всех человеческих цивилизаций лежало или лежит религиозное начало, это стало научно доказанной истиной.

С этих позиций становится понятной и страшная судьба Советского Союза, которая была предрешена самой революцией, и невиданная борьба, направленная на то, чтобы разрушить фундамент тысячелетней цивилизации – Русскую Православную Церковь, на которой держалось государство российское.

Но этой войной с Церковью советское государство предрешило свое разрушение. Да, Советский Союз воздвиг великое здание: он лидировал в мире по многим показателям: он создал великую культуру, образование, медицину. Но чем больше здание, строящееся на песке, тем больше риск его обрушения. По словам Евангелия, дом, построенный на песке, падет, и будет «падение его великое» (Мф. 7, 27).

Полностью:

Размышления об исторических уроках России

Наверх